Некоторые мифы о римских гладиаторах

Некоторые мифы о римских гладиаторах

Римские гладиаторы – любимые персонажи голливудских фильмов, поэтому наше представление об этих героях во многом сформировалось на мифах, придуманных сценаристами. Уровень знания истории голливудских авторов известен далеко за пределами Америки, поэтому хочется развеять «факты», которыми напичканы фильмы о древних мужественных гладиаторах.

Миф 1. Гладиаторы всегда были рабами

Каждый знает, что гладиаторы были рабами, захваченными военнопленными или проданными в рабство местными должниками и преступниками. Рабы на потеху свободной публики сражались на арене…

Однако даже само слово gladiatr родилось задолго до Римской империи – так назывались телохранители этрусской знати, которые устраивали бои во время похорон своего господина. Убитые на тризне «гвардейцы» получали высокое право охранять своего босса и после его смерти в загробном мире.

И только римляне, которые всё ставили на рельсы развлечения, использовали обычай как своеобразное представление. Первый бой настоящих гладиаторов упоминается за двести лет до Спартака – в 264 году до н.э. на арене Рима дрались три пары гладиаторов.

Для сравнения, триумф Траяна в 107 году отмечали сражением около пяти тысяч боевых пар гладиаторов.

Миф 2. Гладиаторы были мужчинами

Слово gladiatrices означало женщину-гладиатора, «гладиаторшу». Женские гладиаторские бои получили наибольший расцвет во времена печально известного императора Нерона (37–68 гг. н.э.). Но истории находят подтверждения участия в боях гладиаторов женщин в более ранний период.

В «Сатирах» Децима Юния Ювенала осуждаются низменные чувства патрициев, которые с удовольствием наблюдали за женскими смертельными поединками. На рубеже 2-го и 3-го веков нашей эры женские гладиаторские бои были запрещены императором, но кто обращает внимания на какие-то запреты…

Миф 3. Палец вниз означал смерть поверженному гладиатору

В конце 19 века француз Жан-Леон Жерон написал картину «Pollice Verso», где гладиатор-победитель ждет решения зрителей – досточтимые римляне дружно показывают жест с опущенным вниз большим пальцем. Эта картина 1872 года навсегда укоренила в нашем сознании миф, как именно даровали жизнь или требовали ее отнять на гладиаторских аренах.

Некоторые мифы о римских гладиаторах

Истории утверждают, что римляне знали другой жест: граждане поднимали руки перед собой с опущенной вниз ладонью, чтобы победитель добил побежденного, ладонь вверх означала просьбу оставить гладиатору жизнь. Часто использовались другие знаки: кулак (смерть) и раскрытая ладонь (пощада).

С арены было проще рассмотреть кулак или раскрытую ладонь, но в кино, конечно, эффектнее смотрится опущенный или поднятый вверх большой палец.

Миф 4. Побежденный гладиатор всегда умирал

На самом деле, публика ждала не собственно убийства, а зрелища. Поэтому нередко казнили именно победителя, если он переусердствовал и не дал императору и его приближенным насладиться боем.

Зрители следили за сражением гладиаторов, которое не всегда заканчивалось смертью. Если людям нравился боец, то даже побежденному, ему сохранялась жизнь для того, чтобы увидеть героя на арене в будущих боях.

Миф 5. Гладиаторов презирали, и они не имели никаких прав

Слово «гладиатор» означало «фехтовальщик», человек, который был профессионалом в нападении и вооруженной обороне. В семи категориях участвовали настоящие мастера своего дела, которые не просто лупили друг друга, а показывали настоящие чудеса владения оружием.

Да, по сути, гладиаторы были рабами. Но существовал «профсоюзный кодекс», который предусматривал, например, бои не чаще 2-3 раз в год, бонусы в виде получения свободы и другое.

Известны многочисленные исторические случаи, когда гладиаторами становились свободные римские воины, чтобы добиться славы в боях в мирное время или, например, завоевать сердце женщины.

Некоторые мифы о римских гладиаторах

Миф 6. Гладиаторские бои были невероятно жестокими

Высокопрофессиональные бойцы, которыми были гладиаторы, слишком дорого стоили своим владельцам, чтобы их можно было молотить на арене без счета. Вкладывая деньги в подготовку и содержание гладиаторов, в организацию боев, хозяева рассчитывали на долгое использование своих «солдатиков», поэтому на арене происходило, скорее, опасное, но соревнование, а не безумное убийство.

Бои были красивыми, зрелищными, часто кровавыми, но никак не жестокими и неконтролируемыми. Исследователи, изучившие останки древних гладиаторов на кладбище в Эфесе (современная Турция), установили, что смертельные раны встречаются очень редко.

Об этом исследовании мы уже писали, отметим только, что раны на костях гладиаторов помогают установить даже их специализацию на арене.

Миф 7. Кровожадные гладиаторы

К предыдущему мифы примыкает легенда о кровожадности гладиаторов. Однако то же исследование докторов Гросшмидта и Канца показало, что многие раны лечились врачами, а некоторые гладиаторы были убиты – своеобразная эвтаназия Древнего Рима.

Тяжелораненые гладиаторы имели специфические травмы черепа, которые наносил обученный человек (врач?), чтобы избавить их от страданий и агонии.

В общем, не всё так просто, как кажется на первый взгляд, и если копнуть поглубже…

На иллюстрациях: кадр из сериала «Спартак: Война Проклятых» и картина «Pollice Verso» (Жан-Леон Жерон, 1872)

Интересные статьи

Комментарии 2

Добавить комментарий