Жизнь монахов строго регламентирована – именно в этом и есть смысл монашества, как бы оно не называлось в разных религиях. Монахи монастыря Шаолинь («Шаолиньсы») в Китае вдвойне «затянуты» предписаниями, ведь обучение боевым искусствам, практикуемое в монастыре при храме Шаолинь, накладывает еще и спортивные ограничения, а также правила кодекса чести и тому подобного.
Чтобы всё выглядело пристойно, правила, как правило (пардон за каламбур), оформляются в своды предписаний, списки и тому подобные формы, которые по-современному называются топ-10 того-то и того-то.
Ниже представлены 10 правил, которым должен следовать шаолинский монах, чтобы достичь просветления.
10 заповедей монахов Шаолиня
- Основная цель того, кто изучает нашу технику, заключается в том, чтобы укреплять тело и дух. Он должен заниматься с рассвета до заката и не может прекращать занятия по своему усмотрению.
- Совершенствующий боевую технику делает это лишь ради самозащиты, укрепляя собственную кровь и циркуляцию ци, воспитывая в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто нарушает это, совершает то же преступление, что и нарушающий буддийские предписания.
- Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть предельно уважительным к нему и нельзя совершать поступки, в которых сквозит заносчивость и пренебрежение.
- В отношении собратьев следует вести себя мягко и обходительно, быть искренним и не допускать обмана. Нельзя, бравируя силой, обижать слабого.
- Если же во время странствий встретишь мирянина, главное при этом — необходимо, терпеливо удостаивая низшего, спасти его и нельзя необдуманно демонстрировать свою технику.
- Каждый, кто познал методы шаолиньских учителей, не должен пускать в ход силу для выяснения отношений… Необходимо оказывать взаимопомощь, выражать дружеские чувства к товарищу по Учению.
- Употребление вина и мяса является тяжелейшим грехом в буддизме. Нужно благоговейно придерживаться этого запрета, не преступая. Употребление вина отнимает волю, а мясо ослабевает дух.
- Увлечение женщинами и мужеложством неизбежно встретит гнев Неба, к тому же это непростительно с точки зрения буддизма. Все последователи нашей чаньской школы не должны забывать об этом строжайшем запрете.
- Нельзя необдуманно обучать технике последователей-мирян, дабы избежать вреда, который принести обучение в мир в нарушение основных принципов буддизма. Если же ты точно уверен, что природа и характер человека чисты и беспорочны, а в учении он дерзок и бесчеловечен, то можно начинать преподавать ему патру и рясу, т.е. учение. Но если он впадает в грех увлечения вином и развратными желаниями, то надо взять клятву с этого человека, дабы впредь он соблюдал правила приличия. Нельзя, однажды добившись от него энтузиазма в обучении, сразу же уверовать в это на всю жизнь. Это первый и наивысший принцип нашей школы, и ни в коем случае им нельзя пренебрегать.
- Остерегаясь духа соперничества, избегай таких же привычек алчного самовосхваления. Этим ты убиваешь себя, к тому же отравляешь и других людей, даже неизвестно скольких. Жизненным принципом таких людей, практикующие боевые искусства, является либо хвастовство своей техникой, либо жажда обогащения, поэтому все это — лишь брызги, выходящие за ключевые принципы ушу. Такие люди являются отбросами чаньской школы. Принёсшему позор в этот мир через короткое время воздастся смертью. Разве в этом смысл искусства, созданного первоучителями?
Все последователи должны накрепко запомнить это!
Из писания «Заповеди Шаолиньсы»